Предметом соглашения об уступке права требования может являться еще не возникшее на момент заключения договора право
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2012 г. N Ф01-3135/12 по делу N А11-8091/2010
Некоммерческое партнерство обратилось в суд с заявлением о замене взыскателя (предпринимателя) его правопреемником по исполнительным листам.
В качестве основания для замены взыскателя заявитель указал на заключенный между ним и предпринимателем договор цессии.
Суд произвел замену.
Окружной суд согласился с нижестоящей инстанцией по следующим причинам.
В целях определения возможности процессуального правопреемства судом должны быть исследованы материально-правовые основания выбытия одной из сторон в спорном или установленном правоотношении.
Из договора цессии следует, что предприниматель уступил в полном объеме (а не частично) некоммерческому партнерству свои права кредитора на получение денежных средств от должника по обязательствам из неосновательного обогащения и возмещения судебных расходов. Цессионарий принял эти права также в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований выбытия одной из сторон в установленном правоотношении и возможности осуществления правопреемства.
Довод должника об отсутствии у предпринимателя законных оснований для переуступки права требования судебных расходов отклонен.
Право на получение компенсации судебных расходов основано на судебном акте, который хотя и не приобрел (на момент переуступки) силы обязательности к исполнению, однако подтверждал наличие указанного права.
Кроме того, согласно разъяснениями ВАС РФ соглашение об уступке права (требования), предметом которого является не возникшее на момент заключения данного договора право, не противоречит законодательству.