Правовые новости в июне
Внешнеэкономическая деятельность России в 2012 г.: основные показатели
Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в 2012 году.
Обобщаются данные, характеризующие внешнеэкономическую деятельность России в 2012 г.
Профицит счета текущих операций составил 74,8 млрд долл. США (на 23,1% меньше, чем в 2011 г.).
Внешнеторговый оборот увеличился на 3,7% и приблизился к отметке в 865 млрд долл. США.
Экспорт товаров достиг очередного максимального значения в 529,1 млрд долл. США (вырос на 2,7%). Экспорт услуг составил 62,7 млрд долл. США. По сравнению с 2011 г. темпы его прироста замедлились в 2,3 раза - до 8%. Импорт товаров составил 335,8 млрд долл. США. Темп его прироста - 5,4% - сократился в 5,5 раза по сравнению с 2011 г. Импорт услуг достиг 108,9 млрд долл. США (увеличился на 19%).
Расходы россиян на зарубежные поездки возросли до 42,8 млрд долл. США.
В 2012 г. сформировалось отрицательное сальдо счета операций с капиталом. Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) уменьшилось с 76,1 до 30,3 млрд долл. США.
По итогам 2012 г. ускорилось нетто-изъятие иностранных инвестиций из портфельных инструментов российских компаний, достигшее 8,1 млрд долл. США (в 2011 г. - 6,2 млрд долл. США).
Операции органов государственного управления с внешними активами значительно возросли.
Нетто-вывоз частного капитала сократился до 54,1 млрд долл. США. Это явилось следствием более интенсивного принятия внешних обязательств банками и корпорациями, сопровождавшегося замедлением темпов роста активов.
Международные резервы России на 1 января 2013 г. составили 537,6 млрд долл. США.
Внешний долг России (перед нерезидентами) увеличился на 92,9 млрд долл. США.
На 1 января 2013 г. индикаторы долговой устойчивости России оставались умеренными. Отношение внешнего долга к ВВП составило 31,4% (на начало 2012 г. - 28,4%) и соответствовало низкой степени риска.
Предлагается блокировать доступ к фильмам, нелегально размещенным в Интернете, и ссылкам для их скачивания
Государственная Дума РФ 21 июня 2013 г. рассмотрела во втором и третьем чтениях и приняла поправки, касающиеся защиты исключительных прав на фильмы. Предлагаемые изменения направлены на борьбу с интеллектуальным пиратством в информационно-телекоммуникационных сетях.
Вероятно, суд будет вправе принимать предварительные обеспечительные меры защиты интеллектуальных прав на фильмы в информационно-телекоммуникационных сетях до предъявления иска. Для этого потребуется подать заявление в Московский городской суд. Согласно поправкам о принятии таких мер выносится определение. В нем устанавливается срок (не более 15 дней) для подачи иска. На основании указанного определения выдается исполнительный лист.
Скорее всего, правообладатель сможет обращаться в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к информационным ресурсам, незаконно распространяющим фильмы или ссылки для их загрузки, на основании вступившего в силу судебного акта. Предполагается, что Роскомнадзор в течение 3 рабочих дней будет определять провайдера хостинга, на котором содержится пиратская информация, и уведомлять его о нарушении интеллектуальных прав на фильмы. Провайдер, в свою очередь, сообщит об этом владельцу сайта. Срок - 1 рабочий день с момента получения уведомления. Владелец сайта в течение 1 рабочего дня обязан удалить незаконно размещенную информацию. В противном случае провайдер перекрывает соответствующий ресурс не позднее истечения 3 рабочих дней с момента получения уведомления от Роскомнадзора. Если этого не происходит, то сведения о сайте направляются операторам связи для ограничения доступа к нему или к размещенной на нем информации.
В ГК РФ хотят ввести статью, определяющую особенности ответственности информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав в информационно-коммуникационной сети. Так, предлагается определить условия, при соблюдении которых такой посредник освобождается от ответственности.
Досье на проект федерального закона № 292521-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (внесен депутатами ГД В.В. Бортко, Е.Г. Драпеко, М.П. Максаковой-Игенбергс).
Установлена форма заявления о выдаче патента, на основании которого иностранец может работать в России
Граждане России могут нанимать иностранцев, прибывших в нашу страну в безвизовом порядке, для выполнения работ (оказания услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. С ними заключается трудовой или гражданско-правовой договор.
Для осуществления трудовой деятельности на территории того или иного субъекта Федерации мигранты должны получить патент. Приведена форма заявления о его выдаче
Приказ Федеральной миграционной службы от 19 апреля 2013 г. № 211 “Об утверждении формы заявления о выдаче патента”. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 Июня 2013 г. Регистрационный N 28650.
На какое жилье нельзя обратить взыскание по долгам гражданина?
Оспаривались нормы, устанавливающие имущество гражданина, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
В частности, к такому имуществу относится жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи (совместно проживающих с ним) оно является единственным пригодным для постоянного проживания.
Это не касается жилья, являющегося предметом ипотеки (т. е. на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством об ипотеке).
По мнению заявителя, положения неконституционны.
Причина - нормы предусматривают имущественный (исполнительский) иммунитет только на жилые помещения, но не на такие виды жилища, как "жилые строения, пригодные для постоянного проживания", "жилые дачные дома", которые выбраны гражданином в качестве единственного пригодного для постоянного проживания помещения.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
ГПК РФ устанавливает имущественный (исполнительский) иммунитет в отношении принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности жилого помещения (его частей).
Условие - это помещение является для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в нем, единственным пригодным для постоянного проживания.
Как уже ранее отмечал КС РФ, такие положения сами по себе не могут рассматриваться как посягающее на конституционные ценности.
Содержание же и значение понятия "жилое помещение" определяются гражданским и жилищным законодательством.
На сегодняшний день действует система государственного учета жилищного фонда. Она основана на критерии фактической пригодности жилого строения для постоянного проживания.
С учетом этого положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. № 606-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Погарского Вадима Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”.
Правительство РФ более не определяет формы документов для регистрации юрлиц и ИП
Признаны утратившими силу акты Правительства РФ и отдельные их положения о формах документов, используемых при регистрации юрлиц (включая некоммерческие организации) и индивидуальных предпринимателей.
Дело в том, что полномочия по утверждению указанных форм переданы ФНС России и Минюсту России (в части регистрации НКО).
Так, приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ установлены формы документов, представляемых при госрегистрации юрлиц, ИП и фермерских хозяйств.
В соответствии с приказом Минюста России от 7 мая 2013 г. N 68 при регистрации НКО используются формы документов, подаваемых в налоговые органы для регистрации юрлиц.
Постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (не вступило в силу).
Внутренние российские паспорта выдаются по новым правилам
Пересмотрен порядок выдачи и замены общегражданских паспортов. Новая процедура существенно не отличается от ранее установленной.
Перечислены основания для предоставления госуслуги. Она оказывается гражданам России.
В частности, паспорт по-прежнему выдается лицам при достижении ими 14 лет или при приобретении гражданства в более позднем возрасте. В 20 и 45 лет он подлежит замене. Удостоверение личности также переоформляется при изменении ФИО, даты и места рождения, пола, в случае износа (повреждения) документа. Кроме того, поводом для обращения является существенное изменение внешности гражданина или обнаружение неточностей (ошибок) в ранее полученном паспорте.
Паспорта выдаются ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, пребывания гражданина либо месту его обращения. Приведены график их работы, адреса и контактная информация.
Удостоверение личности обязаны выдать в течение 10 дней с даты обращения, если оно оформлялось по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если последний ранее был получен в этом же подразделении. В остальных случаях процедура не должна занимать более 2 месяцев.
Гражданин должен лично обратиться в уполномоченный орган или многофункциональный центр, работающий по принципу "одного окна". Заявление о получении (замене) паспорта также можно подать в электронной форме через Единый портал госуслуг.
Закреплен список прилагаемых документов. Это свидетельство о рождении, 2 личные фотографии, а также имеющиеся документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, о заключении/расторжении брака, документы о регистрации по месту жительства). Кроме того, нужно сообщить реквизиты квитанции об уплате госпошлины. При замене паспорта подаются дополнительные документы. Например, при изменении пола представляется соответствующее заключение ЗАГС. Остальные необходимые сведения уполномоченный орган запрашивает самостоятельно.
Решение о выдаче (замене) паспорта принимает руководитель органа после проверки представленных документов.
По желанию гражданина в паспорте делаются отметки о группе крови, резус-факторе и ИНН.
Установлены особенности выдачи паспортов недееспособным лицам, гражданам, которые по состоянию здоровья не могут обратиться за их получением, военнослужащим, осужденным, а также тем, кто находится в учреждениях соцобслуживания или на длительной госпитализации.
Если паспорт утрачен или похищен, выдается временное удостоверение личности. В первом случае нужно незамедлительно обратиться в миграционное ведомство, во втором - в ОВД. Найденный паспорт подлежит сдаче, а гражданину оформляется новый.
За выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность взимается госпошлина в размере 500 руб., в остальных случаях - 200 руб. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, освобождены от ее уплаты.
Административный регламент, утвержденный в 2009 г., утратил силу
ПРИКАЗ ФМС России (Федеральной миграционной службы) от 30 ноября 2012 г. № 391.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 Мая 2013 г. Регистрационный N 28532.
Нельзя менять содержание судебного акта по существу, ссылаясь на исправление описки.
По итогам кассационного пересмотра дела окружной суд объявил в заседании резолютивную часть постановления.
Согласно тому, что было объявлено, получалось следующее.
Окружной суд считает, что первоначальный иск нижестоящие суды удовлетворили необоснованно (дело в этой части направлено на пересмотр). В рассмотрении встречного иска отказано правомерно.
Позже резолютивная часть этого постановления была изготовлена в полном объеме. В ней содержались иные выводы.
Так, указывалось, что нет оснований для отмены актов нижестоящих судов в части первоначального иска. Вместе с тем по встречному иску дело должно быть отправлено на новое рассмотрение.
Для исправления такого несоответствия в выводах окружной суд вынес определение об исправлении описки.
В силу этого определения в постановлении фраза "отменить в части первоначального иска" была заменена на "отменить в части встречного иска".
После этого данное определение было отменено, а в исправлении описки было отказано.
Президиум ВАС РФ отправил дело вновь на рассмотрение окружному суду и подчеркнул следующее.
В силу АПК РФ если изготовление принятого акта в полном объеме отложено, его резолютивная часть должна быть объявлена в заседании, в котором закончено рассмотрение дела.
Такая часть подписывается всеми судьями, принявшими акт, и приобщается к делу.
Резолютивная часть акта, изготовленного в полном объеме, должна соответствовать объявленной.
В данном случае имело место подобное несовпадение.
Дальнейшее исправление было незаконным, поскольку оно меняло существо принятого судебного акта, что не соответствует требованиям АПК РФ.
Поэтому окружной суд правомерно отменил определение об исправлении описки.
Вместе с тем в итоге имеется постановление кассационной инстанции, мотивировочная часть которого не соответствует его резолютивной части, объявленной в заседании.
С учетом этого дело должно быть направлено на новое рассмотрение в окружной суд.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N ВАС-13143/12 Суд, направляя дело на новое рассмотрение, указал на нарушение права сторон на справедливое судебное разбирательство, поскольку по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции принял постановление, мотивировочная часть которого не соответствует его резолютивной части, объявленной в судебном заседании, в связи с чем кассационное производство по настоящему делу нельзя признать состоявшимся.
Снизят ли налоговый штраф, если есть и смягчающие, и отягчающие ответственность обстоятельства?
НК РФ предусматривает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Относительно этих обстоятельств суд округа разъяснил следующее.
Помимо тех, которые указаны в НК РФ, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения могут признаны и иные обстоятельства, признанные таковыми судом.
При этом в соответствии с НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению.
В таком случае штраф снижается не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным НК РФ.
В НК РФ нет предписаний о порядке назначения наказания в случае, когда одновременно имеются смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
Поэтому одновременное наличие обстоятельств, как отягчающих, так и смягчающих ответственность, не исключает право налогового органа снизить размер санкции.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2013 г. N Ф08-2206/13 по делу N А32-13690/2012.
В каждой компании должен быть как минимум 1 сотрудник, ответственный за гражданскую оборону
Скорректировано положение о создании в организациях структурных подразделений по гражданской обороне.
Установлено, что предусмотренные положением нормы по количеству сотрудников таких подразделений являются не примерными, а обязательными. Отметим, что число указанных сотрудников определяется в зависимости от отнесения компании к категории по ГО и общего количества работников в ней. Например, в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством сотрудников до 200 человек работу по ГО можно возложить по совместительству на одного из работников. Если же число сотрудников превышает 200 человек, требуется назначить отдельного работника по ГО.
Для компаний, имеющих дочерние и зависимые фирмы, число работников подразделений по ГО определяется на основании норм, предусмотренных положением об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций. Это положение разрабатывает МЧС России с участием Минтруда России, Минфина России, Минюста России и иных заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 457 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782” (не вступило в силу).
Законопроект, облегчающий процедуру приватизации для субъектов малого и среднего предпринимательства, прошел второе чтение
14 июня 2013 г. Госдума РФ во втором чтении приняла проект поправок, направленный на поддержку малого и среднего предпринимательства. Он касается выкупа арендованной недвижимости, находящейся в региональной и муниципальной собственности, указанными субъектами.
В частности, предлагается снять ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений, планируемых к приватизации.
Кроме того, предполагается, что право на преимущественный выкуп будет предоставляться на помещения, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства не менее 2-х лет по состоянию на 1 июля 2013 г. Лицам, непрерывно владеющим (пользующимся) недвижимостью не менее 5 лет по состоянию на 1 сентября 2012 г. хотят разрешить подавать заявление на приватизацию в уведомительном порядке.
Также планируется, что субъекты малого и среднего бизнеса смогут обжаловать установленную оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости. Предполагается, что на время обжалования срок заключения договора купли-продажи данного объекта будет приостанавливаться.
Напомним, что имущество может приобретаться в рассрочку. Планируется, что ее минимальный срок составит 3 года.
Действие льготного периода приватизации недвижимости субъектами малого и среднего предпринимательства хотят продлить еще на 2 года - до 1 июля 2015 г.
Предполагается уточнить перечень объектов инфраструктуры, необходимых для поддержки малого и среднего бизнеса. Возможно, в него войдут промышленные и индустриальные парки, центры трансфера технологий, коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, госфонды поддержки инновационной деятельности и некоторые другие.
Проект федерального закона № 201812-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (внесен Правительством РФ).
Вероятно, судебный пристав не сможет ограничить выезд за границу, если долг гражданина не превышает 10 тысяч рублей
Государственная Дума РФ 21 июня 2013 г. во втором чтении приняла проект поправок к Закону об исполнительном производстве.
Планируется расширить перечень сведений, содержащихся в банке данных исполнительного производства и являющихся общедоступными. В него хотят включить место рождения должника.
Закон предусматривает право судебного пристава вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из России. Это допускается, если тот без уважительных причин не исполнил в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся таким актом. Как показала практика, иногда подобное постановление выносится при незначительной сумме долга. В связи с этим нарушается основной принцип исполнительного производства - соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Поэтому предлагается ограничить возможность применения указанной меры. Вероятно, выезд можно будет ограничивать, если сумма задолженности превышает 10 тыс. руб., или если не исполнен исполнительный документ неимущественного характера.
Планируется повысить исполнительский сбор с 7 до 10% от суммы, подлежащей взысканию (от стоимости взыскиваемого имущества). При этом его минимальная величина может возрасти вдвое. Для граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП) - с 500 до 1 000 руб. Для организаций - с 5 000 до 10 000 руб. Если не исполнен исполнительный документ неимущественного характера, то указанный сбор для граждан и ИП, вероятно, составит 5 000 руб. (а не 500 руб.). Для организаций - 50 000 руб. (а не 5 000 руб.).
Досье на проект федерального закона № 255492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (об ограничении возможности применения к должнику по исполнительному документу меры обеспечения в виде временного ограничения выезда за границу
суммой долга в размере 10000 руб.) (внесен депутатами ГД Н.В. Школкиной, М.А. Кожевниковой)
Бороться с нелегальной миграцией будут более жестко
Государственной Думой РФ 21 июня 2013 г. во втором чтении принят проект поправок к миграционному законодательству. Их цель - снизить приток мигрантов, незаконно въезжающих в Россию.
Предлагается запретить въезд в Россию иностранцам и апатридам, если они представили подложные документы, а также в период предыдущего визита не заплатили налоги, штрафы или не возместили расходы по их выдворению. В последнем случае запрет на въезд будет сниматься с момента полного погашения задолженности. Отметим, что в настоящее время указанные факты не являются безусловным основанием запрета на въезд.
С 5 до 10 лет планируется увеличить срок, в течение которого ранее выдворенный (депортированный) из России иностранец не сможет получить разрешение на временное проживание в нашей стране, а также разрешение на работу.
Планируется усилить административную ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны применяться к ним не будет.
Вводятся повышенные штрафы за нарушения миграционного законодательства, совершенные в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.
О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства планируется информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности станет основанием для исключения из членов СРО.
Досье на проект федерального закона № 149886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение" (о дополнительных мерах, направленных на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, и дополнительных основаниях их административной ответственности за такие нарушения) (внесен депутатами ГД И.А. Яровой, А.Е. Хинштейном)
Квота для приема на работу инвалидов: предлагаемые границы
21.06.2013 Государственной Думой во втором чтении и в целом приняты поправки к Закону о социальной защите инвалидов. Речь идет о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Предлагается прописать следующее.
Региональным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается в следующих размерах. Работодателям, численность сотрудников которых превышает 100 человек, - от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Если численность сотрудников составляет от 35 до 100 человек, может вводиться квота в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Работодатели - общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Досье на проект федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части квотирования рабочих мест для инвалидов) (внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга).
ЗАКАЖИТЕ АУДИТ ВСЕЙ КОМПАНИИ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕЁ УЧАСТКОВ КЛИКНУВ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
ЗАРЕГИСТРИРУЕМ ВАШ ТОВАРНЫЙ ЗНАК НАДЕЖНО
БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАДЕЖНОЕ И НЕДОРОГОЕ
ПОСТАНОВКА СИСТЕМЫ БУХУЧЕТА, ДОКУМЕНТООБОРОТА, ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
СОЗДАНИЕ СХЕМЫ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОД КЛЮЧ
РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СОСТАВЛЕНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ